Считается, что в среднем цена кабелей должна составлять 10-20% от стоимости аудиосистемы. Выбор наворотов (количество жил, их расположение и сплетение, посеребренная медь и прочие прелести) — вопрос вашего вкуса, слуха и кошелька. Ведь существуют даже кабели, в которых «резонансы отдельных проводников подобраны в соответствии с пропорциями золотого сечения, что позволяет их взаимно гасить». Метр аудиокабеля может стоить от пары долларов до нескольких тысяч.
Аудиокабели — самая загадочная часть качественной звуковой системы. Ни один другой компонент не вызывает такого количества дискуссий и домыслов… И ведь есть о чем поспорить. Цены на эту продукцию колеблются в очень широком диапазоне. Не меньший разброс и во мнениях экспертов. На одном краю — физики, вооруженные законами, формулами и осциллографами. По их мнению, рассуждения о неземных качествах дорогих кабелей — типичное шарлатанство. На другом фланге — аудиоэзотерики. Они уверены, что Hi-Fi начинается там, где заканчивается действие фундаментальной науки. Эзотерики любят ушами и приписывают соединительным шнурам едва ли не мистическое влияние на систему. В любом случае, есть ряд параметров, на которые нужно обращать внимание, когда выбираете кабели для подключения хорошей системы оповещения или акустической системы, если, конечно, вы надеетесь получить качественный звук.
В идеале провода для подсоединения колонок должны быть максимально большого сечения. Но толстые кабели неудобно подключать. К тому же соединения не должны быть слишком жесткими, иначе, решив подвинуть колонку, вы можете запросто уронить усилитель. Оптимальное решение лежит в диапазоне от 1 до 4,5 мм2 — в зависимости от сопротивления колонки. На 8 Ом провод нужен толще, чем на 4. На тылы — тоньше, чем на фронты и центр.
Несколько сложнее обстоит дело с кабелями, соединяющими блоки аппаратуры. Прежде всего межблочный кабель должен быть хорошо экранирован. Рекомендуется двойной, иногда даже тройной экран. Если на проводе нарисована стрелка, она должна быть направлена от источника к усилителю. Очень важна и изоляция. Признанный лидер здесь — тефлон (у нас этот материал известен еще как фторопласт).
Многие современные аудиоблоки имеют разъемы для соединения по оптоволоконному кабелю. Безусловно, перспективная технология в цифровом звуке: на сигналы не влияют магнитные и электрические помехи, не нужны сложные системы заземления. Однако на сегодняшний день в ряде случаев лучшее звучание обеспечит традиционный коаксиальный кабель. Например, если приемное устройство не оборудовано эффективной системой коррекции сигнала (реклокинга).
Одна из важнейших характеристик для проводника сигнала — низкое сопротивление. Вне конкуренции здесь серебро. Однако по цене кабели из этого материала получаются просто золотыми. Поэтому чаще всего используется бескислородная медь, удельное сопротивление которой лишь немного больше, чем у серебра. Кроме сопротивления есть еще две очень важные для аудиокабеля характеристики: емкость и индуктивность. Повышение первой негативно сказывается на высоких частотах, второй — ухудшает передачу низких. Уменьшить все основные показатели одновременно нельзя. Возможно, искусство подбора их правильного сочетания и составляет ту самую «магию аудиофильских проводов».
В целом эксперты сходятся во мнении, что качество аудиокабеля соотносится с его ценой. (Споры идут только о том, какой у этого соотношения коэффициент.) Однако все очень индивидуально и зависит от характеристик системы, ее расположения, уровня помех в вашей квартире, множества других нюансов. Посоветуйтесь с консультантами в специализированных салонах. И наконец, во многих магазинах дают под залог провода на тестирование. Возьмите 3-4 комплекта и попробуйте разные варианты. Поскольку хороший звук — понятие очень субъективное.